Как психолог я аккредитована в направлении «гештальт». Уверена, что это слово вызывает различные отклики внутри (в зависимости от встречи с этим самым гештальтом, уж очень он распространен на постсоветском пространстве ☺). Но сейчас я хочу поговорить о том, что уникального есть в этом методе, точнее передаче опыта работы в этом подходе.
Особенность становления идентичности психолога состоит в том, что мы с самого начала начинаем работать с ЖИВЫМ. Пилот самолета (или водитель автобуса), прежде чем сесть за штурвал/руль, проходит огромное количество часов на тренажерах, где в случае ошибки никто не пострадает. Даже у врачей хирургов, прежде чем начать делать реальные операции есть большая практика до (от муляжей до отработки навыков на умерших).
В становлении психолога (да и любого другого помогающего практика) все по-другому. Как только мы сели в кресло терапевта, даже если это учебная психологическая сессия – это уже терапия. Мы начинаем осознавать, чувствовать, пропускать через себя свои и чужие эмоции, реагировать как телесно, так и ментально. В том числе и выдерживая аффекты и глубинные внутренние движения (как приятные, так и не очень), связанные с этим. Для этого в методике передачи опыта в гештальт-подходе внедрен обязательный компонент «работа в тройках», где участники программ учатся выдерживать эмоциональные потоки, которые прорываются в процессе совместного взаимодействия. Где будут проясняться разные ответы на вопросы «Что делать, если…», которые формируются только в тот момент, когда ты находишься в контакте с другим человеком. В развитии идентичности помогающего практика есть только общее представление, как это может быть устроено. Четких алгоритмов, инструкций, готовых маршрутов нет.
Пишу слова и ощущение, что все очень сухо и банально. Но на самом деле, жизнь в «тройках» – это самая настоящая школа выживания. Иногда и посильнее, чем служба в армии. В армии все четко, структурно, ясно и понятно. Когда ты учишься/становишься психологом (помогающим практиком), ты идешь в кромешной тьме бессознательного, и не знаешь с чем столкнешься буквально через пару секунд. Ты вместе со своим клиентом изучаешь его внутренние территории, которые он также открывает для себя впервые. Возможно, вы видели/слышали первый крик младенца, который появляется на этот свет. Точно также происходит и в сессиях. Только крик внутренний и беззвучный и во взрослом теле, на которого уже навесили огромное количество ярлыков, обязательств, интроектов и правил адекватного поведения в обществе. Процесс терапии – это всегда подвижность, непредсказуемость и море неизвестности.
Работа-практика в «тройках» — это теплый, мелкий бассейн, где в относительно бережной обстановке ты обучаешься выдерживать тот наплыв эмоций, который тебя будет накрывать. Это не означает, что ты не «нахлебаешься» в процессе. Это означает, что ты научишься доверять себе, своей устойчивости и гибкости. Несмотря ни на что.
Для этого и важна поддерживающая среда коллегиальности, в которой, несмотря на все разногласия, можно продолжать двигаться дальше. Несмотря на разность/категоричность/безапелляционность мнений, оставаться в контакте. Несмотря на то, что тобой кто-то недоволен, выбирать «дело», а не эмоциональное отыгрывание. Несмотря на то, что тебя и твои высказывания могут в очередной раз отвергнуть. Несмотря на возникающую зависть. Позволить себе оставаться собой и оттачивать свой уникальный способ нахождения в контакте с другим.
Начало создания коллегиальной среды и поддержки (с комфортом, доходом, репутацией и достоинством), зарождается именно в «тройках». А дальше уже транслируется и на всё терапевтически-психологическое поле/рынок/сообщество, которое улавливают/резонируют потенциальные клиенты. Согласитесь, клиенты скорее придут туда, где бережно и безопасно, чем где постоянная конкуренция, склоки и обвинения. Нам решать, какое пространство создавать – огненно—конфликто-дышаще-боевое как дракон или теплое, комфортное, прочное, открытое как прогретое море/океан, в котором можно развитие. Но с периодическими штормами, которые несут очистительную функцию☺
У нас точно, есть возможность выбора между коллегиальностью и конкуренцией.