Агрессия и агрессивность – часть нашей жизни, которая может проявляться от легкого раздражения до ненависти, мести и желания убить. В настоящий момент мы живем в таком мире/обществе, который блокирует здоровую агрессию. Но она есть. Еёникуда не спрятать. Она ищет выход. Часто находит …в молчании. Точнее в умолчании своих негативных чувств и эмоций. Начинается невербальный выход агрессии.
Как это выглядит со стороны? Уверена, что каждый сталкивался с таким в своей жизни и не раз. Когда задаешь вопрос – и получаешь в ответ тишину. Когда заходишь в помещение – другой сразу выходит из него. Когда делаешь сообщение/запрос – а оно теряется в пустоте игнорирования. В настоящий момент мы можем наблюдать такое «молчание» в отношении определенной национальности.
Не прямая коммуникация разрушительна. Особенно для детей. Они не выдерживают неясность, не понимают и теряются в реальности, создавая фантазмы и иллюзии того, что мог бы подумать/сделать молчащий другой. Как взрослые, так и дети, при постоянном столкновении с пассивным молчанием начинают диссоциироваться, расщепляться, исключать поднявшиеся чувства, отрывать от себя психические куски.Чтобы хоть как то выдержать свое присутствие рядом. Чтобы хоть как то заглушить поднявшуюся боль, обиду, бессилие, предательство, одиночество. Этот второй, который входит в пассивный контакт с «молчуном», делает его тьму видимой. Очень большой ценой. Ценой внутреннего разрушения и психического убийства себя. Ведь отщепляется, диссоциируется не только внутренняя часть человека. Диссоциируется весь контекст общения/ситуации. Теряется устойчивость восприятия реального мира.
Тогда взрослый, или выросший ребенок, который находился длительное время в таком негативно-агрессивном молчании, вырастая не умеет, не знает, не может разместить агрессию нигде. Он отрезал от себя эти чувства и этот контекст/историю от себя давным-давно. Но она все равно рвет его изнутри. Разрывает на части, убивая.
Из невыносимой боли, такой раненный взрослый начинает мстить своим «внутренним обидчикам». Например, гиперопекать/защищать своего ребенка на детской игровой площадке от его ровесников. Ведь сейчас он сильный и властный и может дать сдачу. Или не допускать своего партнера к познанию/контакту с внешним миром и другими людьми, поиска лучшей работы под предлогом «что там над тобой будут издеваться». Или жить, с невозможностью отстаивать свои собственные границы, с постоянным нарушением их, с жизненной беспомощностью.
Если решать данную проблему терапевтически, то важно найти момент, где была подавлена агрессия, и где было невозможно выразить свою боль от того, что отвергли. Создать безопасное пространство, где человек сможет встретиться с тем, что стоит ЗА агрессией. Создать ресурсное пространство, где человек сможет принять свое бессилие и себя в своем бессилии. Создать свободное пространство, где можно быть принятым со своей проявленной агрессией, даже если маме/папе это не понравится. Создать пространство, где можно быть любым, но при этом значимым, важным и ценным.
Важно помнить, что за агрессией всегда стоит любовь, точнее прерванное движение к любви. Если хватит ресурсов, сил и мудрости посмотреть к кому это предназначается. Если хватит ресурсов, сил и терпения отгоревать/прожить не случившееся, то есть возМОЖНОсть стать чуть более целостными и свободными в своих выборах и в своей Жизни.
П.С. Начиная с 13 сентября и далее каждый четный вторник месяца, я буду проводить открытую группу «СВОЁ МЕСТО», где есть возможность поисследовать, разобраться с данным вопросом.
Группа будет проходить каждый четный вторник с 19.00 по адресу г. Минск, ул. Кульман, 15. Стоимость участия — 70 рублей. Предварительная запись обязательна на любой из мессенджеров (Viber, Telegram, What App) по номеру +375 29 64 65 884.